Роды женщины в древности

В древние времена сложным в жизни женщины было рождение ребенка. Из-за переживаний о положительном завершении родового процесса, родственники и беременная вынуждены были скрывать факт вынашивания плода от посторонних глаз. Будущую мать оберегали и на время освобождали от домашней работы. Но в деревнях, бывало, рожали в старину даже в поле за работой или у реки за стиркой.

Планирование и период беременность

Как только происходило зачатие, женщина старалась всеми возможными способами скрывать положение. Особенно это касалось сел и деревень, где такое событие было огромной новостью. С тех пор, когда виднелся округлый животик, окружающие разносили весть по селению. Тогда к беременной женщине начинали относиться более благосклонно, не давали тяжелую работу, но определенные обязанности у нее были.

Мужчины не придавали процессу вынашивания должного внимания, ведь считали это женским бременем. Были случаи, что муж роженицы полностью погружался в роды.

Люди считали будущую мать имеющей сверхъестественные силы и обладающей магией. Женщин обходили стороной из-за того, что при вынашивании внутри находилось две души, маму сравнивали с нечистым духом.

Начиная с третьего триместра, беременная не имела права участвовать в свадебных процессиях, крестинах и похоронах. Существовали предостережения, которыми женщина не могла пренебрегать. Нельзя перешагивать через коромысло, чтобы не вырос горб у ребенка, не переступать через плоды, не произошел выкидыш и не ходить по острым предметам, не призвать тяжелые родины.

Запрещалось ходить по веревкам и прутьям, так как ребенок мог родиться обвитым пуповиной. Кошек и собак будущие мамы не обижали, иначе у малыша проявятся родимые пятна с шерстью внутри. Заранее не заготавливали одежду новорожденному, даже на первое время.

За пару дней до родов женщина начинала снимать одежду и украшения. В предполагаемый день родоразрешения, она оставалась ночной рубахе. Как правило, повитуха и мать роженицы читали заговоры и молитвы весь процесс. Когда беременная отправлялась рожать, супруг открывал двери и чуланы в доме для быстрого рождения ребенка.

Процесс родоразрешения

Совместные роды. В родовой деятельности разрешалось принимать участие супругу и матери рожающей. Также приглашали опытную бабку — повитуху. Рожать в жилом доме запрещалось канонами, поэтому процесс происходил в бане или в хлеву.

За несколько дней до появления младенца, женщины с помощниками отправлялась в укромное место, и ждали начала схваток. Повитуха переодевалась в чистую одежду, периодически осматривала роженицу, всячески подбадривала.

Если роженице было сложно двигаться по помещению, бабка поддерживала ее под руки. Все родственники постоянно читали заговоры для легкого течения процесса родов. В конце первого этапа родовой деятельности, акушерка давала рожающей рвотное зелье, способствующее быстрому раскрытию шейки матки. Для облегчения потуг, в комнате, где проходили роды, натягивали плотную веревку. За нее будущая мать хваталась в момент сильного спазма матки.

Позы. Раньше рожали в вертикальном положении. При прорезывании головки, мать просила хорошей судьбы чаду. Считалось, что в этом момент ангел наделяет новорожденного душой.

Роды в 18 веке происходили на высоком уровне только во Франции. Там применялись специальные кресла, подобные современным. Акушер принимал ребенка сидя на маленькой табуретке.

Как женщины рожали в старину:

  1. на корточках;
  2. в коленно-локтевом положении;
  3. на специальном кресле.

Однажды король Людовик ХIV захотел присутствовать при деторождении. Ему было неприятно сидеть ниже женщины, поэтому член королевской семьи предложил положить роженицу на спину. Отсюда роды в 19 веке проводились в горизонтальном положении, несмотря на то, что родовая деятельность затягивалась и была мучительней. Поза «лежа на спине» нефизиологическая для данного процесса.

В конце 20 века, родоразрешение начали проводить снова в полу вертикальном положении, что делало процедуру рождения ребенка более естественной. Вертикальные позы практиковали еще в Индии, Азиатских странах и Америке.

Обезболивание. Роды в старину не облегчали эпидуральной анестезией, но существовали методы воздействия на болевые ощущения. Для снижения сильного дискомфорта, роженицу окуривали специальными травками и применяли определенные ритуальные танцы или песни.

Рожающую вводили в транс, пребывая в котором, мама не чувствовала ничего. Это были дыхательные упражнения, помогающие правильно делать вдох и выдох. Травяные лекарства применялись как стимулирующие средства. Еще одним вариантом использования нестандартного психологического состояния являлась остановка послеродовых кровотечений.

Операции. Первые случаи проведения родов операционным способом, зафиксированы в 17 веке, но исходя из африканских археологических находок, их проделывали значительно раньше. От одной акушерки к другой, столетиями переходили успешные приемы, помогающие роженице облегчить процесс изгнания плода.

Повитухи знали, как повернуть поперек лежащего ребенка за ножку перед выталкиванием из матки. Акушерские щипцы применялись еще с 16 века. Это приспособление древних индейцев, используется до сегодняшнего времени.

Рождение ребенка на Руси

Наши далекие предшественники были суеверными, поэтому появление новорожденного окружалось предрассудками и обычаями. Роженице нужно было снимать круглые предметы (серьги, кольца), чтобы освободиться от длительной беременности. Во время периода схваток, в доме будущей матери открывали окна, сундуки, двери и тумбы.

В основном, супруг принимал участие в родовом процессе. Его роль заключалась в создании комфортных условий для жены (подать воды, потереть поясницу). Тогдашние мужчины знали секрет, как упереться коленом в спину, чтобы снизить боль при потугах.

Женщины рожали раньше на Руси с мужьями, им было так легче переносить тяготы родового акта. В некоторых регионах супруг стонал и кричал вместе с женой. Позже, Петр I официально перевел повитух в статус акушерок и запретил им убивать детей, рожденных с патологиями. До этого момента малышей с уродствами настигала та же участь, что и в Спарте.

Роды на Руси проходили в укромном месте, подальше от чужих глаз. Под запретом стояла подготовка вещей младенцу до его рождения, чтобы не притягивать беду. Если акушерка увидела, что пришла пора рожать, муж три раза пролазил между ног жены.

Близкие перед родовым действием всегда прощались с роженицей из-за возможной смерти. От опыта и умений помощницы зависел исход процесса. После рождения ребенка, бабка закапывала детское место, а мать касалась своей пяткой рта младенца для спокойного сна. Далее акушерка перерезала и завязывала пуповину, а затем закусывала и трижды сплевывала через левое плечо.

Чтобы уберечь младенца от глазливых людей, первое мытье происходило в закрашенной молоком воде. Во время купания, акушерка формировала ровную головку, пока череп не затвердел. После купели новорожденного клали на тулуп и пеленали в отцовскую рубаху. Многие традиции и предрассудки сохранились до сих пор. А вот верить этому или пропускать мимо ушей – дело рожениц.

Уход за новорожденным

Сегодняшние правила для мам, полностью отличаются от старинных. Причина этому — прогресс в медицине и социуме. Дореволюционная женщина могла туго запеленать грудничка, дать ему в рот коровий рог со сладким хлебом и уйти работать. Уже при коммунизме учили быть матерью и правильно заботиться о чаде.

Как раньше принимали роды:

  1. роженица прощалась с близкими, на случай смерти;
  2. женщина уходила в баню вместе с акушеркой и мужем;
  3. повитуха вызывала рвоту специальными травами для открытия шейки;
  4. бабка принимала младенца внизу;
  5. выходил послед, который быстро закапывали во вдове или в углу избы;
  6. малыша пеленали;
  7. бабка-повитуха ровняла головку новорожденному;
  8. роженицу парили в бане и поили травами для сокращения матки.

После рождения последа, повитуха завязывала пуповину и обтирала ребенка. Ногти и волосы не срезали младенцу до года. Запрещалось ругаться и обзываться возле новорожденного, чтобы ребенок полноценно развивался и не умер.

Для спокойного темперамента грудничка, акушерка слизывала маковку языком и сплевывала через левое плечо. Малыша клали на правый бок для тихого сна, а первый кал подвязывали в хлеву под потолок. Воду, в которой купали новорожденного, выливали под дерево или куст до захода солнца.

Ребенок вскармливался материнским молоком, при его отсутствии – коровьим. Первые три дня молозиво матери считалось плохим, поэтому новорожденного успокаивали соской с вареной свеклой и морковкой. В определенных регионах ребенка не кормили грудью до крестин, а питание младенца в этот период основывалось на моченом хлебе или баранках, кашках на молоке.

Крестины

Следующим важным событием в жизни матери считалось крещение младенца, обряд совершали на 9 день от рождения. Суть этого действия заключалась в погружении новорожденного в воду под молитвы священника.

Столетия спустя, обязательным условием стало наличие при таинстве крестных, которые брали роль духовных родителей. На протяжении обряда священник читал молитвы, а крестные отрекались от сатаны, сплевывая через левое плечо. После, батюшка совершал обряд помазания и трижды окунал младенца в специальную емкость с водой.

Далее на ребенка одевали крестильную длинную сорочку и крест. Крестик делал крестный отец из дерева, а рубаху шила духовная мать. Затем священник проводил обряд миропомазания уже окрещенного малыша. В завершение процедуры крещения, святой отец срезал крестом небольшие пряди волос, которые скреплялись воском и отдавались на хранение родителям.

Наиболее подходящим местом для проведения таинства считали реку, но в холодное время года все проходило в стенах церкви. Воду после священной процессии, выливали в ручей или речку. После окончания обязательных мероприятий, гости шли к окрещенному в дом на праздничный обед. На самом почетном месте садились крестные родители.

По окончании празднований родители дарили подарки новым духовным родственникам, кумовьям, за то, что они согласились взять на себя заботы. Ничего не изменилось с тех времен, разве что подарки теперь дарят только виновнику торжества, а не крестным родителям. Да и сам обряд проводят в церкви или на дому, но не в реке.

Восстановление после родов

Как известно, раньше рожали детей при помощи повитух. Эти женщины помогали роженице и младенцу. После появления детского места, бабка вправляла матку в нужное положение. Именно эта манипуляция в основном влекла смерть. Сразу после родового акта, матери давалось время для отдыха и восстановления сил. Весь период лактации, женщина была освобожденной от тяжелой работы, кормили ее сверх нормы.

Роженица после родов в старину дважды в день парилась в бане на протяжении недели. Таким образом, пытались воздействовать на сокращение матки. Мать считалась полуживой, ей разрешалось лежать несколько недель на кровати, если было кому заботиться о малыше.

Во время войн, все проходило значительно суровей. Матерям, потерявших мужей, приходилось выходить на работу, чтобы прокормить семью. Им было сложно восстановиться. Через тяжкий труд, появлялось выпадение матки и внутренних органов.

Женщины имели специальные подвязки, надевающиеся на плечо и поддерживающие внутренности во вправленном положении. Отсутствие условий для нормальной гигиены, негативно влияло на здоровье послевоенных матерей, наблюдался высокий уровень смертности от инфекций. Но экология, натуральные продукты и физическая подготовленность делали тогдашних женщин выносливей.

Роды в старину проходили примерно так же, как и сейчас. Вперед шагнула отрасль медицинского обезболивания детородного процесса, и появилось комфортное пребывание роженицы с малышом в послеродовой период. Их не сравнить с антисанитарными условиями старины. Некоторые приемы и методы извлечения ребенка из матки используются в гинекологии по сегодняшний день. Положение женщины в родах осталось неизменно вертикальным.